Silverlight Версия
Венский штрудель, венский кофе, венский бал
У вас есть фрак или бальное платье, и немного свободного времени? Вы умеете танцевать венский вальс и готовы продемонстрировать свои навыки на большом паркете? Значит – дело за малым: остается только найти фею-спонсора, превратить желтую тыкву в самолет, и отправиться покорять столицу балов – Вену.
В Вене балы проходят чуть ли не каждые выходные. И каких там только нет балов: бал венской филармонии, полицейский бал, бал фармацевтов, бал цветов, бал красного креста, бал офицеров!Австрийцы, как никто другой, знают толк в музыке, танцах и развлечениях. Не зря на венских открытках написано: «Culture for everyone»(«культура для каждого»).
В городе, где все дышит музыкой, невозможно не уметь танцевать.
И хотя австрийцы и не блистают в финалах крупных мировых турниров, но танцевать венский вальс они умеют, как никто другой. Для них это также естественно, как для французов готовить, а для немцев философствовать. Неслучайно даже в рамках спортивных турниров, таких, например, как Austrian Open Championships, в Вене проходят отдельные соревнования по венскому вальсу, в котором принимают участие не только профессиональные спортсмены.
Чтобы не ударить в грязь лицом, и выглядеть на балах достойно, венцы, как правило, проходят обучение в многочисленных танцевальных школах. Самой знаменитой из них является Elmayer – школа, которая готовит танец дебютантов для церемонии открытия крупнейших венских балов. Десятинедельный курс обучения здесь обойдется вам в 340 евро. Индивидуальные занятия - дороже: 58 евро за 50 минут. Это предложение актуально не только для венской публики: в школе можно также запросить занятия на польском, чешском, английском, французском и даже японском языках.
Для австрийцев танец – это органичная часть культуры, и поэтому, стоит ли удивляться, что немалую часть в рамках программы танцевальной школы Elmayer, занимает не только изучение танго или фокстрота, но и правил хорошего тона. Девиз школы – фраза Конфуция: «Без приличия все знание тщеславно, без приличия ты – только нищий, даже если ты идешь в блестящем как золото шелке, и твой раб несет за тобой мешок с золотом», – красноречиво встречает профессионалов и любителей, входящих в танцевальный зал.
Разумеется, в школе Elmayer можно не только научиться подавать даме руку. Любого желающего, вне зависимости от возраста, здесь обучат премудростям латиноамериканской и европейской программы. В разумных пределах, конечно. Левый флекер, например, здесь изучают только на третьем году обучения, а правый и вовсе оставляют вне учебной программы.
Школа Elmayer не только готовит дебютантов к венским балам, но и проводит свой собственный бал, в церемонии открытия которого участвует двести пар (для сравнения: на минувшем венском балу в Москве участвовало 120 пар-дебютантов). Несмотря на то, что перед этим балом его участники проходят интенсивные курсы с профессиональными педагогами, огромное значение в танце придается естественности.
Бал школы Elmayer – сравнительно недорогой бал. Входной билет на него стоит 60 евро, стоимость посещения с ужином и танцами составляет 230 евро. А вот лучшие места на самом известном балу мира – Оперном балу могут стоить уже в разы дороже – до 17 000 евро.
Большинство самых красивых венских балов проходят в исторических интерьерах Хофбурга, Ратуши и Венской оперы. Каждое из этих зданий обладает своей, неповторимой аурой. И массивный фасад здания Венской оперы, которые венцы не зря называют «затонувшим комодом», и пышная помпезность королевской резиденции Габсбургов, и готическая строгость Ратуши придают всем проходящим в них праздникам особенный колорит.
Каждый венский бал стремится отличаться от другого. На балу офицеров в полночь выпускники военных академий Вены и выпускницы танцевальной школы Elmayer под музыку Штрауса танцуют чинную и изящную «Fledermausquadrille» - «кадриль летучей мыши», которая, говорят, приводит в восторг не только танцующих, но и тех, кто за ней наблюдает.
Венский по-венски
На Кофейном балу можно попробовать бесчисленное количество сортов кофе и пирожных. Для тех, кто любит цветы, на балу цветов проходит специальная лотерея, победители которой могут забрать домой любой понравившийся «фикус». Стоимость лотерейного билета – всего четыре евро, и, что приятно, абсолютно все билеты – выигрышные.
Нередко во время бала организаторы радуют своих гостей небольшими подарками. Это может быть бесплатная поездка на фиакре, коих в Вене великое множество, или какой–нибудь очаровательный сюрприз, вроде зеркальца или статуэтки. Конечно, чаще всего такие сувениры предназначаются прекрасной половине человечества. И это неспроста. Традиция эта появилась еще в те времена, когда девушки, чтобы не забыть порядок танцев, обещанных кавалерам, записывали их в специальные книжечки. Устроители балов брали на себя обеспечение этими мелочами.
Сегодня дамы тоже получают в подарок организаторов духи, украшения Swarovski, позолоченные USB-флешки, или, наконец, просто чашечку кофе в подарок от местной кофейни. И это действительно очень приятный и неожиданный сюрприз, ведь самые крупные венские балы собирают по несколько тысяч гостей.
В Вене проводится около 300 балов ежегодно. Большинство из них проходит осенью, зимой и весной. Особенно много – в январе и феврале, тогда, когда для Европы наступает время не только зимней тоски, но и традиционных карнавалов. Знаменитый «Императорский бал» проходит прямо в новогоднюю ночь и собирает 2500 тысячи гостей со всего мира.
Этот бал имеет вековые традиции. Еще в девятнадцатом веке знаменитые австрийские императоры – Франц Иосиф и Элизабет приглашали желающих потанцевать на масштабные представления в свою королевскую резиденцию. Основных императорских бала в Хофбурге было два. "Hofball"(«придворный бал») собирал самую разношерстную публику: во дворце царила невиданная давка, которая не снилась, пожалуй, даже крупнейшим российским турнирам – на танцевальной площадке толпилось до 2000 гостей.
Через две недели после этих общенародных гуляний проходил бал для более привилегированных слоев общества: "Ball bei Hof" («бал при дворе»). В нем участвовали 700 австрийских аристократов. На этот бал могли попасть только те, кто мог насчитать восемь дворянских предков по материнской и отцовской линии. Вместо легких закусок, здесь подавали изысканные блюда на драгоценном фарфоре (том самом фарфоре, который австрийские кайзеры обычно продавали, когда у них заканчивались деньги), а платья для дам на этом балу были такими дорогими, что по стоимости превосходили годовое жалование служащего при дворе. К счастью, сейчас, чтобы попасть на «Императорский бал» совсем не нужно хвастаться богатой родословной. Достаточно просто купить билет, стоимостью 140 евро (с ужином до 570 евро).
Но, конечно, самый престижный бал венского сезона – это Венский оперный бал. Раз в год Венская государственная опера встречает гостей со всего мира, среди которых можно встретить таких мировых знаменитостей, как Перис Хилтон, Памела Андерсон или Дита фон Тиз. Почетная честь открывать Венский оперный бал предоставляется только однажды. И только тем, кому уже есть семнадцать, и все еще нет двадцати четырех.
А еще, чтобы попасть на Венский оперный бал, нужно оплатить участие, обзавестись белым платьем и черным фраком, и самое главное - научиться танцевать левый поворот венского вальса. Этот навык пригодится на любом открытии венского бала. Как правило, именно знание основ венского вальса является непременным требованием организаторов, которые обязательно просматривают запись танца претендентов, прежде чем допустить их к открытию бала. И в этом нет ничего удивительного, ведь помимо зрелищных групповых фигур с разного рода перестановками, пожалуй, только левый поворот вальса способен вскружить голову не только зрителям, но и танцующим.
У Оперного бала – самый строгий в Вене дресс-код. Это единственный бал, где обязателен фрак, белые перчатки, и женское платье максимальной длины с широкой развевающейся юбкой и предпочтительно – с корсажем. Следовать этому дресс-коду лучше беспрекословно: пунктуальные австрийцы оставляют за собой право не допускать гостей в неподходящей одежде.
На Оперном балу необходимо выглядеть предельно элегантно. Свободный дизайн, дешевые материалы, плохая обработка ткани разрушат полноту впечатления. Это касается не только дебютанток в белоснежных платьях. Дресс-код для гостей бала не менее строгий: цветное платье в пол, которое потребует эксклюзивных украшений, перчатки и маленький клатч несерийной модели.
Шикарные интерьеры Венской оперы, разумеется, не допускают использование уличной обуви. Для мужчин – обязательны новенькие черные лакированные ботинки, для женщин – закрытые туфли на высоком каблуке. Завсегдатаи балов советуют брать с собой сразу две пары туфель, на случай непредвиденных обстоятельств.
Венский Оперный бал – дорогое удовольствие, особенно для тех, кто хочет провести этот вечер с комфортом. К входному билету за 230 евро им придется дополнительно приобретать себе места в ложе или за столиками. Для тех же, кому не удастся попасть на бал, но все-таки интересно взглянуть на парадный зал Венской оперы одним глазочком, организаторы дают возможность посетить Генеральную репетицию бала. Ее стоимость – почти символическая: от 15 до 40 евро.
Самая торжественная и ответственная часть любого бала – это церемония открытия. Во время парадного выхода дебютантов на паркет на мгновение замирают даже самые суровые сердца. И хотя участники этого действа, как правило, не обладают профессиональной хореографической подготовкой, их первый выход на паркет более чем эффектно. Строгая геометрия хороводов, несложные перестроения, во время которых партнеры меняются местами, и, наконец, вихрь вальса создают на паркете неповторимый рисунок, который не повторяется от бала к балу.
А после звучит традиционная команда «Alles Walzer!» и наступает время танцев для публики. «Вальсируют все», ибо какой венец не умеет танцевать? Все, кто мечтает потанцевать на балу в Вене не только правый и левый поворот, тоже наверняка не будут разочарованы. Музыкальный репертуар венских балов – почти безграничен: от вечного Штрауса до горячих латиноамериканских ритмов. Бывает так, что в каждом из семи залов огромного дворца Хофбурга играет свой собственный оркестр и своя музыка.
«На всех венских балах обязательно присутствует кто-то, кто танцует достаточно хорошо и очень заметен» - комментирует танцевальная школа Elmayer. Вот только этим счастливчикам все-таки придется отложить конкурсные хореографии до турнира. Девиз «быстрее, выше, сильнее» – не для бала. «Хореографии, соответствующие турниру, на балах, танцевать нельзя, – это помешает другим гостям».
Что ж, на королевском паркете другие законы: кружение платьев, аромат тысячи цветов, заполняющий зал, неверное пламя свечей, и вальсы, вальсы, вальсы...
Юлия Котариди